Как разместить ссылки на новости вашего сайта в ленте новостей сайта «МедиаОфис»
РЕГИСТРАЦИЯ RSS


Возможности системы для зарегистрированных пользователей







Фавориты пермской прессы сегодня


|
|
Дизельный двигатель — поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу воспламенения топлива от сжатия. Основное отличие дизельного двигателя от бензинового заключается в способе подачи топливо-воздушной смеси в цилиндр и способе её воспламенения. В бензиновом двигателе топливо смешивается с всасываемым воздухом до попадания в цилиндр, получаемая смесь поджигается в необходимый момент свечой зажигания. Существуют также бензиновые двигатели с непосредственным впрыском (например, системы FSI у Volkswagen, GDI у Mitsubishi, Neo-Di у Nissan и т.д.). На всех режимах, за исключением режима полностью открытой дроссельной заслонки, дроссельная заслонка ограничивает воздушный поток, и наполнение цилиндров происходит неполностью.
В дизельном двигателе воздух подается в цилиндр отдельно от топлива и затем сжимается. Из-за высокой степени сжатия (от 14:1 до 24:1), воздух нагревается до температуры самовоспламенения дизельного топлива (800—900°С). Топливо впрыскивается в камеры сгорания форсунками под большим давлением (от 10 до 220 МПа) и практически мгновенно воспламеняется. Свечи у дизеля тоже могут быть, но они являются свечами накаливания и разогревают воздух в камере сгорания, чтобы облегчить запуск. Таким образом, наиболее распространенным определением дизельного двигателя является: "Поршневой двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия".
Дизельный двигатель использует в своей работе термодинамический цикл с изохорно-изобарным подводом теплоты (цикл Тринклера-Сабатэ), благодаря очень высокой степени сжатия они отличаются большим КПД (до 50 %) по сравнению с бензиновыми двигателями.
История
В 1890 году Рудольф Дизель развил теорию «экономичного термического двигателя», который благодаря сильному сжатию в цилиндрах значительно улучшает свою эффективность. Он получил патент на свой двигатель 23 февраля 1893.
Интересно, что в написанной им книге в качестве идеального топлива предлагалась каменноугольная пыль. Эксперименты же показали невозможность использования угольной пыли в качестве топлива — прежде всего из-за высоких абразивных свойств как самой пыли, так и золы, получающейся при сгорании; а также большие проблемы с подачей пыли в цилиндры. Зато была открыта дорога к использованию в качестве топлива тяжелых нефтяных фракций. Хотя Дизель и был первым, который запатентовал такой двигатель с воспламенением от сжатия, инженер по имени Экройд Стюарт высказывал ранее похожие идеи. Он предложил двигатель, в котором воздух втягивался в цилиндр, сжимался, а затем нагнетался (в конце такта сжатия) в емкость, в которую впрыскивалось топливо. Для запуска двигателя емкость нагревалась лампой снаружи, и после запуска самостоятельная работа поддерживалась без подвода тепла снаружи.
Экройд Стюарт не рассматривал преимущества работы от высокой степени сжатия, он просто экспериментировал с возможностями исключения из двигателя свечей зажигания, т. е. он не обратил внимания на самое большое преимущество — топливную эффективность. Может, это и было причиной того, что используется термин «двигатель Дизеля», «дизельный двигатель» или просто «дизель», т. к. теория Рудольфа Дизеля стала основой для создания современных двигателей с воспламенением от сжатия. В дальнейшем около 20—30 лет такие двигатели широко применялись в стационарных механизмах и силовых установках морских судов, однако существовавшие тогда системы впрыска топлива не позволяли применять дизели в высоко-оборотистых агрегатах. Небольшая скорость вращения, значительный вес воздушного компрессора, необходимого для работы системы впрыска топлива сделали невозможным применение первых дизелей на автотранспорте.
В 20-е годы XX века немецкий инженер Роберт Бош усовершенствовал встроенный топливный насос высокого давления, устройство, которое широко применяется и в наше время. Использование гидравлической системы для нагнетания и впрыска топлива позволило отказаться от отдельного воздушного компрессора и сделало возможным дальнейшее увеличение скорости вращения. Востребованный в таком виде высокооборотистый дизель стал пользоваться все большей популярностью как силовой агрегат для вспомогательного и общественного транспорта, однако доводы в пользу двигателей с электрическим зажиганием (традиционный принцип работы, лёгкость и небольшая цена производства) позволяли им пользоваться большим спросом для установки на пассажирских и небольших грузовых автомобилях, В 50 — 60-е годы дизель устанавливается в больших количествах на грузовые автомобили и автофургоны, а в 70-е годы после резкого роста цен на топливо, на него обращают серьёзное внимание мировые производители недорогих маленьких пассажирских автомобилей.
В дальнейшие годы происходит рост популярности дизеля на легковых и грузовых автомобилях, не только из-за экономичности и долговечности дизеля, но также из-за меньшей токсичности выбросов в атмосферу. Все ведущие европейские производители автомобилей в настоящее время предлагают как минимум по одной модели с дизельным двигателем.
Дизельные двигатели применяются также на железной дороге. Дизельные поезда используются взамен электропоездов на неэлектрифицированных участках железных дорог. Разновидностью дизельного поезда является также рельсовый автобус.
Принцип работы (Четырехтактный цикл)
При первом такте (такт впуска, поршень идет вниз) свежая порция воздуха втягивается в цилиндр через открытый впускной клапан.
При втором такте (такт сжатия, поршень идет вверх) впускной и выпускной клапаны закрыты, и воздух сжимается в объёме примерно в 17 раз (от 14:1 до 24:1), т. е. объём становится меньше в 17 раз по сравнению с общим объёмом цилиндра, и воздух становится очень горячим.
Непосредственно перед началом третьего такта (такт рабочего хода, поршень идет вниз) топливо впрыскивается в камеру сгорания через распылитель форсунки. При впрыске топливо распыляется на мелкие частицы, которые равномерно перемешиваются со сжатым воздухом для создания самовоспламеняемой смеси. Энергия высвобождается при сгорании, когда поршень начинает свое движение в такте рабочего хода. Впрыск продолжается, что вызывает поддержание постоянного давления сгораемого топлива на поршень.
Выпускной клапан открывается, когда начинается четвёртый такт (такт выпуска, поршень идет вверх), и выхлопные газы проходят через выпускной клапан.
В зависимости от конструкции камеры сгорания, существует несколько типов дизельных двигателей:
Дизель с неразделённой камерой («дизель с непосредственным впрыском»): камера сгорания выполнена в поршне, а топливо впрыскивается в надпоршневое пространство. Главное достоинство минимальный расход топлива. Недостаток — повышенный шум. В настоящее время ведутся интенсивные работы по устранению указанного недостатка.
Дизель с разделённой камерой: топливо подаётся в дополнительную камеру. В большинстве дизелей такая камера (она называется вихревой) связана с цилиндром специальным каналом так, чтобы при сжатии воздух, попадая в вихревую камеру, интенсивно закручивался. Это способствует хорошему перемешиванию впрыскиваемых топлива и воздуха и самовоспламенению смеси. Такая схема считалась оптимальной и широко использовалась. Однако вследствие худшей экономичности в последние два десятилетия идет активное вытеснение таких дизелей двигателями с непосредственным впрыском топлива.
Двухтактный цикл
Кроме вышеописанного четырёхтактного цикла, используется двухтактный цикл.
Пусть поршень находится в нижней мёртвой точке и цилиндр наполнен воздухом. Во время хода поршня вверх воздух сжимается; вблизи верхней мёртвой точки происходит впрыск топлива, которое самовоспламеняется. Затем происходит рабочий ход — продукты сгорания расширяются и передают энергию поршню, который движется вниз. Вблизи нижней мёртвой точки происходит продувка — продукты сгорания замещаются свежим воздухом. Цикл завершается.
Для осуществления продувки в нижней части цилиндра устраиваются продувочные окна. Когда поршень находится внизу, окна открыты. Когда поршень поднимается, он перекрывает окна.
Окна могут использоваться и для выпуска отработавших газов, и для впуска свежего воздуха; такая продувка называется щелевой. Существует также клапанно-щелевая продувка, когда отработавшие газы выпускаются через клапан в головке цилиндра, а окна используются только для впуска свежего воздуха. Есть ещё двигатели, где в каждом цилиндре находятся два встречно двигающихся поршня (оппозитная схема); каждый поршень управляет своими окнами — один впускными, другой выпускными (такая система использовалась на тепловозах ТЭ3 и ТЭ10, танковых двигателях 4ТПД, 5ТД(Ф) (Т-64), 6ТД (Т-80УД), 6ТД-2 (Т-84), в авиации — на бомбардировщиках Юнкерс).
Поскольку в двухтактном цикле рабочие ходы происходят вдвое чаще, то можно ожидать существенного повышения мощности по сравнению с четырёхтактным циклом. На практике же это не удаётся реализовать. В настоящее время двухтактные дизели широко применяются только на больших морских судах с непосредственным (безредукторным) приводом гребного винта. При невозможности повышения частоты вращения двухтактный цикл оказывается выгодным; такие тихоходные дизели имеют мощность до 100 000 л. с.
В связи с тем, что организовать продувку вихревой камеры (или предкамеры) при двухтактном цикле сложно, двухтактные дизели строят только с неразделенными камерами сгорания.
Варианты конструкции
Двигатели могут быть тронковыми (когда шатун непосредственно присоединяется к поршню) и крейцкопфными (когда верхняя часть шатуна присоединяется к крейцкопфу — специальной скользящей конструкции, которая соединяется с поршнем штоком. Крейцкопфные двигатели позволяют снизить износ цилиндра и поршня, поскольку они освобождены от боковых усилий; зато тронковые двигатели намного меньше по размеру и весу. В настоящее время крейцкопфные двигатели используются только на больших морских судах.
Крейцкопфные двигатели могут быть двойного действия, когда рабочие полости устраиваются с обеих сторон поршня. Из-за сложности конструкции двигатели двойного действия почти не используют.
Реверсивные двигатели
Большинство ДВС рассчитаны на вращение только в одну сторону; если требуется получить на выходе вращение в разные стороны, то используют передачу заднего хода в коробке перемены передач или отдельный реверс-редуктор. Электрическая передача также позволяет менять направление вращения на выходе.
Однако на судах с жёстким соединением двигателя с гребным винтом фиксированного шага приходится применять реверсивные двигатели, чтобы иметь возможность двигаться задним ходом. Для этого нужно изменять фазы открытия клапанов и впрыска топлива. Обычно распределительные валы снабжаются двойным количеством кулачков; при остановленном двигателе специальное устройство приподнимает толкатели клапанов, что даёт возможность передвинуть распредвалы в новое положение. Встречаются также конструкции с реверсивным приводом распределительного вала — здесь при изменении направления вращения коленчатого вала сохраняется направление вращения распределительного вала. Двухтактные двигатели с контурной продувкой, когда газораспределение осуществляется поршнем, не нуждаются в специальных реверсивных устройствах.
Реверсивные двигатели также применялись на ранних тепловозах с жёстким соединением вала двигателя с колёсами.
Преимущества и недостатки
Бензиновый двигатель является довольно неэффективным и способен преобразовывать всего лишь около 20-30 % энергии топлива в полезную работу. Стандартный дизельный двигатель, однако, обычно имеет коэффициент полезного действия в 30-40 %, дизели с турбонаддувом и промежуточным охлаждением до 50 %.
Дизельный двигатель выдаёт высокий крутящий момент при низких оборотах, что делает автомобиль с дизельным двигателем более «отзывчивым» в движении, чем такой же автомобиль с бензиновым двигателем. По этой причине в настоящее время большинство грузовых автомобилей оборудуются дизельными двигателями. Это является преимуществом также и в двигателях морских судов, так как высокий крутящий момент при низких оборотах делает более лёгким эффективное использование мощности двигателя.
По сравнению с бензиновыми двигателями, в выхлопных газах дизельного двигателя, как правило, меньше окиси углерода (СО), но теперь, в связи с применением каталитических конвертеров на бензиновых двигателях, это преимущество не так заметно. Основные токсичные газы, которые присутствуют в выхлопе в заметных количествах — это углеводороды (НС или СН) , оксиды(окислы) азота (NОх) и сажа (или её производные) в форме чёрного дыма. Они могут привести к астме и раку лёгких. Больше всего загрязняют атмосферу дизели грузовиков и автобусов, которые часто являются старыми и неотрегулированными.
Другим важным аспектом, касающимся безопасности, является то, что дизельное топливо нелетучее (то есть легко не испаряется) и, таким образом, вероятность возгорания у дизельных двигателей намного меньше, тем более что в них не используется система зажигания. Это стало причиной широкого применения дизелей на танках, так как при попадании снаряда пары бензина, всегда находящиеся в плохо вентилируемом из-за броневой защиты моторном отсеке, легко воспламенялись.
Конечно, существуют и недостатки, среди которых характерный стук дизельного двигателя при его работе и маслянистое топливо. Однако они замечаются в основном владельцами автомобилей с дизельными двигателями, а для стороннего человека практически незаметны.
Явными недостатками дизельных двигателей является необходимость использования стартера большой мощности, помутнение и застывание дизельного топлива при низких температурах, сложность в ремонте топливной аппаратуры, так как насосы высокого давления являются устройствами, изготовленными с высокой точностью. Также дизель-моторы крайне чувствительны к загрязнению топлива механическими частицами и водой. Данные загрязнения очень быстро выводят топливную аппаратуру из строя. Ремонт дизель-моторов, как правило, значительно дороже ремонта бензиновых моторов аналогичного класса. Литровая мощность дизельных моторов также, как правило, уступает аналогичным показателям бензиновых моторов, хотя дизель-моторы обладают более ровным крутящим моментом в своём рабочем диапазоне. Экологические показатели дизельных моторов значительно уступали до последнего времени моторам бензиновым. На классический дизелях с механически управляемым впрыском возможна установка только окислительных нейтрализаторов отработавших газов («катализатор» в просторечие), работающих при температуре отработавших газов выше 300 °С, которые окисляют только CO и CH до безвредных для человека углекислого газа (CO2) и воды. Также раньше данные нейтрализаторы выходили из строя вследствие отравления их соединениями серы (количество соединений серы в отработавших газах напрямую зависит от количества серы в дизельном топливе) и отложением на поверхности катализатора частиц сажи. Ситуация начала меняться лишь в последние годы в связи с внедрением дизелей так называемой «Common-rail» системы. В данном типе дизелей впрыск топлива осуществляется электрически управляемыми форсунками. Подачу управляющего электрического импульса осуществляет электронный блок управления, получающий сигналы от набора датчиков. Датчики же отслеживают различные параметры двигателя, влияющие на длительность и момент подачи топливного импульса. Так что по сложности современный — и экологически такой же чистый, как и бензиновый — дизель-мотор ничем не уступает своему бензиновому собрату, а по ряду параметров сложности и значительно его превосходит. Так, например, если давление топлива в форсунках обычного дизеля с механическим впрыском составляет от 100 до 400 бар, то в новейших «Common-rail» оно находится в диапазоне от 1000 и до 2500 бар, что влечёт за собой немалые проблемы. Также каталитическая система современных транспортных дизелей значительно сложнее бензиновых моторов, так как катализатор должен «уметь» работать в условиях нестабильного состава выхлопных газов, а в части случаев требуется введение так называемого «сажевого фильтра». «Сажевый фильтр» представляет собой подобную обычному каталитическому нейтрализатору структуру, устанавливаемую между выхлопным коллектором дизеля и катализатором в потоке выхлопных газов. В сажевом фильтре развивается высокая температура, при которой частички сажи способны окислиться остаточным кислородом, содержащимся в выхлопных газах. Однако часть сажи не всегда окисляется, и остается в «сажевом фильтре», поэтому программа блока управления периодически переводит двигатель в режим очистки «сажевого фильтра» путём так называемой «постинжекции», то есть впрыска дополнительного количества топлива в цилиндры в конце фазы сгорания с целью поднять температуру газов, и, соответственно, очистить фильтр путём сжигания накопившейся сажи. Стандартом де-факто в конструкциях транспортных дизель-моторов стало наличие турбонагнетателя, а в последние годы — и так называемого «интеркулера» — то есть устройства, охлаждающего сжатый турбонагнетателем воздух. Нагнетатель позволил поднять удельные мощностные характеристики массовых дизель-моторов, так как позволяет пропустить за рабочий цикл большее количество воздуха через цилиндры, и, соответственно, впрыснуть больше топлива.
В основе своей конструкция дизельного двигателя подобна конструкции бензинового двигателя. Однако аналогичные детали у дизеля обычно тяжелее и более устойчивы к более высоким давлениям сжатия, имеющим место у дизеля. Головки поршней, однако, специально разработаны под особенности сгорания в дизельных двигателях и часто (но не всегда) под повышенную степень сжатия, и головки поршней находятся выше верхней плоскости блока цилиндров, когда поршень находится в верхней точке своего хода. Во многих случаях головки поршней содержат в себе камеру сгорания.
Мифы о дизельных двигателях
1. Дизельный двигатель слишком медленный. Современные дизельные двигатели с системой турбонаддува гораздо эффективнее своих предшественников, а иногда и превосходят своих бензиновых собратьев с таким же объёмом двигателя. Об этом говорит дизельный прототип Audi R10, выигравший 24-х часовую гонку в Ле-Мане, и новые двигатели BMW, которые не уступают по мощности бензиновым и при этом обладают огромным крутящим моментом.
2. Дизельный двигатель слишком громкий. Правильно настроенный дизель лишь немного «громче» бензинового, что заметно лишь на холостых оборотах. В рабочих режимах разницы практически нет. Громко работающий двигатель свидетельствует о неправильной эксплуатации и возможных неисправностях.На самом деле старые дизели с механическим впрыском действительно отличаются весьма жесткой работой. Только с появлением аккумуляторных топливных систем высокого давления (common rail) у дизельных двигателей удалось значительно снизить шум прежде всего за счет разделения одного импульса впрыска на несколько (типично - от 2-х до 5-ти импульсов).
3. Дизельный двигатель гораздо экономичнее. Времена, когда дизельное топливо стоило в три раза дешевле бензина, давно прошли. Сейчас разница составляет не более 10-20 процентов по цене топлива, но основная экономичность обусловлена более высокой теплотворной способностью дизельного топлива. В среднем дизель расходует топлива на 30% меньше. Срок службы дизельного двигателя действительно гораздо больше бензинового и может достигать 400—600 тысяч километров. Запчасти для дизельных двигателей также несколько дороже, как и стоимость ремонта. Несмотря на все вышеперечисленные причины, дизельный двигатель при правильной эксплуатации будет несколько экономичнее бензинового.
4. Дизельный двигатель плохо заводится в мороз. При правильной эксплуатации и подготовке к зиме проблем с двигателем не возникнет. Например дизельный двигатель VW-Audi 1,9 TDI (77 кВт/105 л.с.) оснащён уникальной системой быстрого запуска: нагрев свечей накаливания до 1000 градусов осуществляется за 2 с. Система позволяет мгновенно заводить двигатель в любых климатических условиях без предпускового разогрева.
Рекордсмены
Самый большой/мощный дизельный двигатель
Судовой, 14 цилиндровый гигант — Sultzer RT-flex96c, созданный компанией Wartsila в 2002 году, для установки на крупные морские контейнеровозы и танкеры, является самым большим дизелем в мире.
Конфигурация — 14 цилиндров в ряд
Рабочий объём — 25 480 литров
Диаметр цилиндра — 960 мм
Ход поршня — 2500 мм
Степень сжатия — 19,6
Мощность — 108 920 л.с. при 102 об/мин. (отдача с литра 4,3 л.с.)
Крутящий момент — 7 571 221 Нм
Расход топлива — 13 724 литров в час
Сухая масса — 2300 тонн
Габариты — длина 27 метров, высота 13 метров
Самый большой дизельный двигатель для грузового автомобиля
Caterpillar 3524B предназначен, для установки на карьерный самосвал Caterpillar 797B, созданный в 1998 году. Состоит из двух совмещенных двигателей Caterpillar 3512B HD.
Конфигурация — Два последовательно соединенных V-образных 12 цилиндровых мотора (24 цилиндра)
Рабочий объём — 117,1 литров
Диаметр цилиндра — 170 мм
Ход поршня — 215 мм
Мощность — 3550 л.с. при 1750 об/мин. (отдача с литра 30.3 л.с.)
Крутящий момент — более 16 000 Нм
Самый большой/мощный дизельный двигатель для легкового автомобиля
Audi 6.0 V12 TDI с 2008 года устанавливается на автомобиль Audi Q7.
Конфигурация — 12 цилиндра V-образно, угол развала 60 градусов.
Рабочий объём — 5934 куб. см
Диаметр цилиндра — 83 мм
Ход поршня — 91.4 мм
Степень сжатия — 16
Мощность — 500 л.с. при 3750 об/мин. (отдача с литра 84,3 л.с.)
Крутящий момент — 1000 Нм в диапазоне 1750-3250 об/мин.
Википедия |
|
|
|
|
Сегодня, 26.02.2021 |
|
Скоро |
|
|
|
Календарь
|
107 событий на 26.02.2021 | СОБЫТИЯ -Пермский край
| | | ПРАЗДНИКИ -Религиозные -Буддийские
| | | ПРАЗДНИКИ -Религиозные -Бахаи
| | | ПРАЗДНИКИ -Государственные -Страны мира
| | | ПРАЗДНИКИ -Именины
| - Артем, Артемий, Василий, Владимир, Гавриил, Иван, Леонтий, Николай, Павел, Тимофей, Анна, Вера, Зоя, Ирина, Светлана.
| | СОБЫТИЯ -Россия
| - Назначена казнь сенатора и подканцлера Павла Шафирова. (1722, прошло 299 лет)
- В Санкт-Петербурге по приказу Павла I закладывается Михайловский замок. (1797, прошло 224 года)
- В Ленинграде впервые в стране немецкая фирма «Микст-Генехт» приступает к оборудованию пневматической почты между зданиями главного телеграфа и почтамта. (1928, прошло 93 года)
- Указом Петра I основан Тульский оружейный завод. (1712, прошло 309 лет)
- Пётр I издаёт указ, запрещающий присваивать офицерские звания офицерам, не служившим рядовыми в гвардейских полках. (1714, прошло 307 лет)
- Польша становится составной частью Российской империи, лишается собственной армии и сейма. (1832, прошло 189 лет)
- В Горловке производится первая в России ртуть. (1886, прошло 135 лет)
- Беспорядки в Петрограде. Государственная Дума распущена. С 12 часов дня начинают новые митинги, которые рассеиваются с применением оружия. В городе появляются баррикады. Начинается всеобщая стачка. Начинается переход войск на сторону революции в России. (1917, прошло 104 года)
- Прекратила своё существование Советская республика матросов и строителей. (1918, прошло 103 года)
- Постановлением ВЦИК город Грозный награждается орденом Красного Знамени («За героическую вооружённую борьбу трудящихся против контрреволюции и последующее восстановление нефтяной промышленности»). (1924, прошло 97 лет)
- Установлены дипломатические отношения между СССР и Японией. (1925, прошло 96 лет)
- Михаил Сергеевич Горбачёв объявляет курс на «Ускорение». (1986, прошло 35 лет)
- Состоялся учредительный съезд «Аграрной партии России». (1993, прошло 28 лет)
- Из тюрьмы «Лефортово» освобождают амнистированных членов ГКЧП. (1994, прошло 27 лет)
| | ПЕРСОНАЛИИ -Страны мира -Родились
| - Антони Эшли Купер Шефтсбери, английский философ и литератор. (1671, прошло 350 лет)
- Полин Мастере, самый маленький человек. (1876, прошло 145 лет)
- Людвиг Генрих фон Якоб (Ludwig Heinrich von Jakob), немецкий философ, экономист, филолог, профессор Харьковского университета (ум. 1827). (1759, прошло 262 года)
- Доминик Франсуа Араго (Arago Dominique François), французский физик (ум. 1879). (1786, прошло 235 лет)
- Виктор Гюго (Victor Marie Hugo), французский писатель (ум. 1885). (1802, прошло 219 лет)
- Ян Казимир Вильчинский (Jan Kazimierz Wilczyński), врач, коллекционер, издатель «Виленского альбома» (ум. 1885). (1806, прошло 215 лет)
- Оноре Домье (Honoré Daumier), французский график, живописец и скульптор (ум. 1879). (1808, прошло 213 лет)
- Феликс Зим (Félix-Francois Georges Philibert Ziem), французский художник (ум. 1911). (1821, прошло 200 лет)
- Леви Страусс (Levi Strauss), американский предприниматель, изобретатель джинсов (ум. 1902). (1829, прошло 192 года)
- Рихард Андре (Richard Andree), немецкий географ и этнограф (ум. 1912). (1835, прошло 186 лет)
- Камиль Фламмарион (Camille Flammarion), французский астроном и автор многочисленных книг (ум. 1925). (1842, прошло 179 лет)
- Полин Мастере, самый маленький человек. (1876, прошло 145 лет)
- Александрас Стульгинскис (Aleksandras Stulginskis), литовский государственный деятель, президент Литовской Республики в 1922—26 (ум. 1969). (1885, прошло 136 лет)
- Акакий Гаврилович Шанидзе, грузинский филолог, академик АН Грузинской СССР (ум. 1987). (1887, прошло 134 года)
- Витаутас Ландсбергис-Жямкальнис (Vytautas Landsbergis-Žemkalnis), литовский архитектор, общественный и политический деятель (ум. 1993). (1893, прошло 128 лет)
- Герман Линц, немецкий писатель. (1913, прошло 108 лет)
- Пётр Миронович Машеров, белорусский политический деятель, Герой Советского Союза (погиб в автомобильной катастрофе в 1980). (1918, прошло 103 года)
- Клод Пирон (фр. Claude Piron), швейцарский лингвист, психолог, переводчик, выдающийся эсперантист (ум. 2008). (1931, прошло 90 лет)
- Джонни Кэш (Johnny Cash), Певец, Композитор. (1932, прошло 89 лет)
- Блаженнейший Любомир, кардинал-предстоятель Украинской греко-католической церкви. (1933, прошло 88 лет)
- Казимера Прунскене (Kazimiera Danutė Prunskienė), литовская политическая деятельница и государственная деятельница. (1943, прошло 78 лет)
- Хелен Элизабет Кларк (Helen Elizabeth Clark), политическая и премьер-министр Новой Зеландии.ственная деятельница. (1950, прошел 71 год)
- Мишель Уэльбек (Michel Houellebecq), французский писатель и поэт. (1958, прошло 63 года)
| | ПЕРСОНАЛИИ -Россия -Родились
| - Александр III, государь Всея Руси. (1845, прошло 176 лет)
- Николай Викторович Насонов, зоолог, академик Петербургской академии наук, АН СССР (ум. 1939). (1855, прошло 166 лет)
- Владимир Петрович Сербский, психиатр и общественный деятель, создатель московской школы психиатров (ум. 1917). (1858, прошло 163 года)
- Андрей Александрович Жданов, советский государственный и партийный деятель (ум. 1948). (1896, прошло 125 лет)
- Николай Петрович Старостин, спортсмен, заслуженный мастера спорта (ум. 1996). (1902, прошло 119 лет)
- Анна Ивановна Щетинина, первая в мире женщина — капитан дальнего плавания. (1908, прошло 113 лет)
- Сергей Георгиевич Горшков, военачальник, адмирал Флота Советского Союза, дважды Герой Советского Союза (ум. 1988). (1910, прошло 111 лет)
- Анатолий Васильевич Филипченко, советский космонавт. (1928, прошло 93 года)
| | ПРАЗДНИКИ -Народные -Народы России
| | | ПЕРСОНАЛИИ -Пермский край -Родились
| | | СОБЫТИЯ -Страны мира
| - Землетрясение разрушает столицу Португалии Лиссабон. (1513, прошло 508 лет)
- Во Франции издан декрет Конвента о конфискации собственности врагов революции. (1794, прошло 227 лет)
- Сосланный на Эльбу Наполеон I Бонапарт бежит с острова. (1815, прошло 206 лет)
- Во Франции упраздняются дворянские звания. (1848, прошло 173 года)
- Впервые опубликован «Манифест Коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса. (1848, прошло 173 года)
- Британский фрегат «Биркенхед» тонет близ мыса Доброй Надежды; погибают 454 человека. (1852, прошло 169 лет)
- Во Львове начинается судебный процесс над украинским писателем Иваном Франко. (1878, прошло 143 года)
- Анри Беккерель обнаруживает, что образец урана засветил фотоплёнку, рядом с которой хранился. (1896, прошло 125 лет)
- В нью-йоркской студии фирмы «Victor» записана первая джазовая грампластинка. (1917, прошло 104 года)
- В США в штате Аризона основывается Гранд-Каньон (национальный парк). (1919, прошло 102 года)
- Адольфа Гитлера осуждают на пять лет тюрьмы за «Пивной путч». (1924, прошло 97 лет)
- Саддам Хусейн отдаёт приказ иракским войскам покинуть Кувейт. (1991, прошло 30 лет)
- В Нью-Йорке убивают одного из боссов американской мафии Тома Рейна; начнается крупнейшая в истории Нью-Йорка война мафиозных кланов. (1930, прошел 91 год)
- Изобретатель Роберт Уотсон-Уатт провёл первые испытания устройства «радар» (RAdio Detection And Ranging). (1935, прошло 86 лет)
- Открыт первый завод по выпуску «народного» автомобиля «Фольксваген». (1936, прошло 85 лет)
- В США появляется первая фотонаборная типографская машина. (1954, прошло 67 лет)
- Испытатель Джордж Смит впервые успешно катапультируется на сверхзвуковой скорости. (1955, прошло 66 лет)
- Начат выпуск второго поколения Pontiac Firebird (1970, прошел 51 год)
- С территории Чехословакии начался вывод советских войск. (1990, прошел 31 год)
- В ходе Карабахского конфликта произошла Ходжалинская резня. (1992, прошло 29 лет)
- Пакистанский исламист Рамзи Ахмед Юсеф и пятеро сообщников взрывают в подземном гараже Центра международной торговли (Нью-Йорк) грузовик, начинённой взрывчаткой. (1993, прошло 28 лет)
- Потерпел финансовый крах один из старейших английских банков — «Бэрингс» (основан в 1762 Фрэнсисом Бэрингом). Клиентами банка являлись члены королевской семьи и сама королева Елизавета II. (1995, прошло 26 лет)
- Состоялись первые парламентские выборы в Таджикистане. (1995, прошло 26 лет)
- Сейм Латвии принял закон о присоединении страны к Североатлантическому альянсу (НАТО). (2004, прошло 17 лет)
- Окончание XX зимних Олимпийских игр в Турине. (2006, прошло 15 лет)
| | ПЕРСОНАЛИИ -Страны мира -Скончались
| - Максимилиан II Эмануэль (Maximilian II. Maria Emanuel Kajetan), курфюрст Баварии (родился в 1662 году). (1726, прошло 295 лет)
- Джузеппе Тартини (Giuseppe Tartini), итальянский скрипач, композитор («Трель дьявола») (родился в 1692 году). (1770, прошел 251 год)
- Жозеф Мари де Местр (Joseph Marie de Maistre), граф, французский консервативный мыслитель, роялистский государственный деятель, публицист и религиозный философ (р. 1753). (1821, прошло 200 лет)
- Пьетро Анджело Секки (Angelo Pietro Secchi) (р. 1818), итальянский священник-астроном, директор римской обсерватории. (1878, прошло 143 года)
- Лудольф Христоф Эренфрид Крель (Christoph Ludolf Ehrenfried Krehl), немецкий востоковед (родился в 1825 году). (1901, прошло 120 лет)
- Иоганн Алоиз Зенефельдер (Johann Alois Senefelder); изобретатель литографии (родился в 1771 году). (1834, прошло 187 лет)
- Отто Валлах, немецкий химик, лауреат Нобелевской премии по химии 1910 года (родился в 1847 году). (1931, прошло 90 лет)
- Иван Фёдорович Федько (р. 1897), герой гражданской войны, командарм 1-го ранга. (1939, прошло 82 года)
- Юлиус Скутнабб, финский конькобежец, чемпион I Зимних Олимпийских игр (1924) в беге на 10 км (р. 1889). (1965, прошло 56 лет)
- Джино Северини (Gino Severini) (р. 1883), итальянский живописец-самоучка, рисовальщик и скульптор, один из основоположников футуризма. (1966, прошло 55 лет)
- Фернандель (настоящее имя Фернан Жозеф Дезире Контанден) (Fernandel — Fernand Joseph Désiré Contandin) (р. 1903), французский киноактёр-комик. (1971, прошло 50 лет)
- Джек Клейтон (Jack Clayton), американский кинорежиссёр, (р. 1921). (1995, прошло 26 лет)
- Теодор Уильям Шульц (Theodore William Schultz), американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1979 года (р. 1902). (1998, прошло 23 года)
- Джеймс Элгар (James Nelson Algar) (р. 1912), американский аниматор и режиссёр диснеевских научно-популярных фильмов. (1998, прошло 23 года)
- Стасис Англицкис, литовский поэт (р. 1905). (1999, прошло 22 года)
- Лоренс Тирни, американский актёр. (2002, прошло 19 лет)
- Борис Трайковский, Президент Македонии (погиб в авиационной катастрофе). (2004, прошло 17 лет)
- Джеф Раскин, компьютерный специалист, создатель компьютера Macintosh, (р. 1943). (2005, прошло 16 лет)
| | ПЕРСОНАЛИИ -Россия -Скончались
| - Лев Александрович Бруни (р. 1894), русский график и живописец. (1948, прошло 73 года)
- Владислав Старевич (р. 1882), российский и французский режиссёр, создатель кукольной анимации. (1965, прошло 56 лет)
- Михаил Николаевич Колосов, химик-органик, (р. 1927). (1985, прошло 36 лет)
- Андрей Николаевич Апсолон, актёр, автор песен для фильмов («Семеро смелых», «Снегурочка»). (1994, прошло 27 лет)
|
|
|